Реставрация памятников архитектурного авангарда. Взгляд из Италии
Увы, время не щадит не только памятники древней истории, оно беспощадно к объектам мирового культурного наследия, обретенным человечеством сравнительно недавно. В наши дни это относится, в том числе, к архитектуре модернизма, подлинный расцвет которой наблюдался в 20−30 гг. ХХ в.Теме реставрации и сохранения шедевров раннего модернизма посвятил свою лекцию известный итальянский архитектор-реставратор, блестящий знаток истории архитектуры Энрико Гуаитолли.
Лекция под названием «Архитектура прошлого в будущем. Основные идеи реставрации» состоялась 4 апреля в Москве, в одном из павильонов экспозиционного центра «КРОКУС ЭКСПλ в период проведения Международной строительной выставки BATIMAT Russia 2018.
Лекция стала частью масштабной программы мероприятий, приуроченных компанией ESTIMA Ceramica к презентации новых коллекций керамогранита ТМ ESTIMA®.
Маэстро Гуаитолли хорошо известен призерам ежегодного конкурса «Керамогранит в архитектуре», проводимого по инициативе компании ESTIMA Ceramica. Энрико Гуаитолли является составителем и бессменным гидом «архитектурных маршрутов» по Италии, участниками которых становятся победители конкурса.
На сей раз Энрико выступил перед обширной аудиторией слушателей с лекцией, посвященной необходимости системного подхода к реставрации памятников модернистской архитектуры. Он обратил внимание на такие аспекты, как тщательное проведение научных изысканий на объекте реставрации, разработка детального проекта производства всех работ. Была затронута тема этичного отношения к архитектурному памятнику: с одной стороны, он не должен выглядеть «новоделом», с другой — после реставрации в объект необходимо вдохнуть полноценную жизнь, чтобы он продолжал функционировать и оставаться частью городской инфраструктуры.
Много внимания итальянский архитектор уделил архитектуре русского конструктивизма, памятниками которого столь богата Москва. К сожалению, состояние большинства из этих уникальных объектов, давно признанных мировым культурным достоянием, сегодня оставляет желать лучшего.
Вместе с тем, итальянский гость отметил позитивные сдвиги в деле сохранения и реставрации зданий, возведенных в стиле русского конструктивизма. Среди положительных примеров он отметил состояние интерьеров Дома-мастерской архитектора К. Мельникова (1927−1929 гг.), прекрасно выполненные работы по реставрации и реконструкции здания московского Планетария (арх. М. Барщ, М. Синявский, 1927−1929 гг.), искренне порадовался тому, что завершились проектные работы по реставрации дома Наркомфина (арх. М. Гинзбург 1928 — 1930 гг.).
В заключение своего выступления Энрико Гуаитолли выразил надежду на то, что уже в ближайшее время на туристических картах Москвы появятся новые интересные объекты, а многочисленные иностранные гости смогут открыть для себя еще одну страницу архитектурной летописи Москвы.