Подбор колокольного звукоряда
колокола
-
Масса: 8 кг. Высота с короной: 200 мм. Нижний диаметр: 246 мм...
-
Масса: 12 кг. Высота с короной: 246 мм. Нижний диаметр: 250 мм...
-
Масса: 16 кг. Высота с короной: 300 мм. Нижний диаметр: 307....
-
Масса: 32 кг. Высота с короной: 400 мм. Нижний диаметр: 384 мм...
-
Масса: 62 кг. Высота с короной: 500 мм. Нижний диаметр: 480 мм...
-
Масса: 110 кг. Высота с короной: 600 мм. Нижний диаметр: 597...
-
Масса: 220 кг. Высота с короной: 800 мм. Нижний диаметр: 746...
-
Масса: 430 кг. Высота с короной: 1000 мм. Нижний диаметр: 933...
-
Масса: 820 кг. Высота с короной: 1200 мм. Нижний диаметр: 1112...
-
Масса: 1 350 кг. Высота с короной: 1400 мм. Нижний диаметр: 1344...
-
Масса: 2 750 кг. Высота с короной: 1600 мм. Нижний диаметр: 1678...
-
Масса: 4 500 кг. Высота с короной: 1900 мм. Нижний диаметр: 1950...
В старину колокольные ансамбли для каждого храма собирались постепенно, не только за несколько десятилетий, но иногда в течение нескольких столетий. Поэтому редко какому из мастеров приводилось отливать сразу весь ансамбль колоколов; может, только для вновь построенного собора (как, например, в XIX в. на московском заводе Финляндского отливались сразу все колокола для храма Христа Спасителя). В наши дни изготовление полного колокольного подбора повседневная практика литейщиков, поскольку открывающиеся приходы даже старинных храмов, возвращенных православной церкви, колоколов не имеют. Сложная задача стоит перед настоятелями храмов и старостами приходов: колокола нужны, без них храм как «немой», да уж больно дорогая покупка, как бы не ошибиться.
На сегодняшний день нет общих, всеми принятых принципов хорошего подбора колоколов в ансамбль. Стремясь к достижению т. н. «гармоничного подбора» колоколов, некоторые литейщики, хотят во что бы то ни стало «попасть в ноту» и подтачивают колокола, подправляя то, что не получилось в литейной яме. Я категорически против применения «пластических операций» к колоколу прежде всего потому, что подточкой можно исправить главный тон, но при этом невозможно исправить добавочные. Звук колокола выходит «кривой», неестественный.
Важнее, на мой взгляд, подобрать колокола друг к другу, чтобы они составляли богатый по звуку, сбалансированный ансамбль, где представлены три основные группы, необходимые для исполнения канонического церковного звона: басовые, средние и зазвонные. Нужно сказать, что даже колокола одной плавки могут не быть гармоничными между собой. Если вы не можете быть уверенными в своих силах при выборе колоколов, я советую обратиться к специалистам в этой области. Такими специалистами сейчас выступают звонари, имеющие большой опыт практической работы (не менее 10 лет).
В отличие от большинства моих коллег-литейщиков, представляющих заказчику таблицу выпускаемых предприятием колоколов, я не имею столь жестких рамок, поскольку мое производство основано на принципах старинного ремесла. На моем заводе мы можем изготовить колокол любой массы от 1 кг до нескольких тонн по желанию заказчика. Для наглядности ниже приведу в пример описание колокольного подбора из 12 колоколов, выполненного недавно для московского Покровского ставропигиального женского монастыря.
В заключение мой совет: если вам трудно разобраться с нотной грамотой и нет достаточно квалифицированного специалиста, который мог бы вам помочь, руководствуйтесь старинным правилом подбора колоколов для православной колокольни: каждый следующий колокол ансамбля должен иметь массу в 2 раза большую (или в 2 раза меньшую) предыдущего.
609 просмотров c 23 декабря 2016